Главная Фотоальбом Поэзия Что пишут о нас


Памяти геров Великой Отечественной Войны

СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!

Судьба подлодки «Щ-213» и ее команды до сих пор остается неизвестной

В годы Великой Отечественной войны военные моряки-подводники бесстрашно сражались с фашистскими захватчиками. По разнообразию выполняемых задач их лодки были наиболее универсальными силами флота. Они вели борьбу на морских просторах противника, защищали свои коммуникации, ставили мины, вели разведку, несли дозор, перевозили людей, грузы и т.д. Удары советских подводных лодок оказались весьма чувствительными для фашистов. На одной из таких субмарин – «Щ-213» проходил службу наш земляк, уроженец села Дединова Алексей Григорьевич Родимцев. Он прошел славный боевой путь: был матросом, боцманом. В годы войны стал старшим политруком, заместителем командира по политической части, комиссаром подводной лодки «Щ-213». Погиб в бою в середине октября 1942 года.

Начало пути

Подводная лодка X серии «Щ-213» была заложена 4 декабря 1934 года под стапельным номером 1037 на заводе № 200 в Николаеве. Вступила в строй 15 декабря 1938 года и вошла в состав Черноморского флота. Первым ее капитаном стал Дмитрий Титович Ларичев. 22 июня 1941 года экипаж подлодки «Щ-213» встретил под командованием старшего лейтенанта Дмитрия Митрофановича Денежко. В момент нападения Германии на СССР субмарина в разоруженном состоянии готовилась к переходу в Николаев для ремонта. Начавшаяся война не изменила этих планов, и ремонтные работы были проведены. Лодка ушла в Севастополь из Николаева буквально под вражеским огнем, за несколько дней до падения города.

В поход!

Вскоре подводники вышли в первый боевой поход к мысу Эмине. Они пытались подкараулить какое-нибудь вражеское судно, однако эта «охота» не давала результата. Несколько раз субмарина обнаруживала потенциальные цели, но оказывалась в не выгодной для атаки позиции. Одно из п атрулирований сложилось трудным. Плохая видимость и шторм вынудили подлодку держаться вдали от берега. За эти дни «Щ-213» уклонилась от атаки трех румынских гидросамолетов, сбросивших на нее около десятка глубинных бомб, имела 36 случаев касания «плавучей смерти» – минрепов и корпусов мин. Утром 31 декабря «Щ-213» повезло – две мины взорвались за кормой корабля, не причинив повреждений. В 1941 – начале 1942 г. подлодка совершила три боевых выхода в море общей протяженностью 56 суток. Но боевой счет субмарины был открыт только в четвертом походе, когда «Щ-213» патрулировала район Босфора. 20 февраля экипаж получил приказ на выход в район Бургаз-Босфор. Цель – найти и потопить противника, прорвать вражеские коммуникации. Матросы расходились по отсекам в приподнятом настроении, готовые к подвигу. Военный комиссар лодки А.Г. Родимцев остался с капитаном, чтобы оказать ему всяческую помощь и поддержку в подготовке боевой операции – 27-летний старший лейтенант, выпускник Военно-морского училища им. Фрунзе Дмитрий Денежко был одним из самых молодых командиров средних подлодок типа «Щука» на Черном море. К слову сказать, не только капитан, но и простые подводники ценили и уважали Алексея Григорьевича. Из воспоминаний капитана 2 ранга в отставке Петра Григорьевича Воденеева: «А.Г. Родимцев, на первый взгляд, скован, угловат, угрюм, но ладно и крепко сшит. Он привлекал своей душевностью, повседневной заботой о быте матросов. Подводники любили своего комиссара, когда шли к нему с разными вопросами, доверяли ему самое сокровенное».

«Щука» атакует

Районом четвертого боевого патрулирования «Щ-213» была определена так называемая позиция № 38. Она простиралась от мыса Кара-Бурну до устья Босфора. В связи с тем, что германское командование активно фрахтовало турецкие и болгарские суда для доставки по Черному морю стратегических грузов (в первую очередь – жизненно необходимой промышленности Третьего рейха хромовой руды), советскому «подплаву» был отдан приказ, сущность которого лучше всего выражает строчка из матросской песенки времен Второй мировой: «Топить их всех!». Следуя духу этого указания, поздним вечером 23 февраля 1942 г. «Щ-213» провела атаку и одержала свою первую победу. К югу от мыса Кара-Бурну сигнальщик и вахтенный командир заметили белый огонек. Была объявлена тревога. Вскоре показался силуэт двухмачтовой турецкой парусно-моторной шхуны «Чанкая». Старший лейтенант Денежко приказал атаковать ее торпедой, но она прошла мимо. Тогда был отдан приказ задействовать артиллерию. За 29 минут два 45-миллиметровых орудия «Щ-213» выпустили по шхуне 55 снарядов. Три из них попали в цель. В результате судно, груженное продовольствием и боеприпасами для фашистских вояк, имея на борту также хромовую руду для «тигров» и «пантер», затонуло. На рассвете 24 февраля «Щука» погрузилась, чтобы не быть обнаруженной, и продолжила идти под перископом. На пути наших моряков попался еще один вражеский транспорт. По нему была выпущена одиночная торпеда. Через минуту раздался мощный взрыв и командир «Щ-213», осмотрев поверхность моря в перископ, записал, что «наблюдал погружение судна, затонувшего за короткое время с дифферентом на нос». В представлении к наградам военком подлодки политрук Алексей Родимцев отметил: «Особенно отличились старшины Жернов и Носов, а также торпедист краснофлотец Филатов…». 11 марта «Щ-213» прибыла в Туапсе и встала на навигационный ремонт. За это время город неоднократно подвергался налетам авиации противника. В ходе одного из них 23 марта погиб командир «Щ-213» Денежко. 16 мая на его место был назначен капитан-лейтенант Николай Васильевич Исаев. За время следующего боевого похода подводная лодка кораблей и судов противника не обнаружила, зато сама неоднократно была объектом атаки для вражеских самолетов. По прибытии на базу, субмарина была привлечена к снабжению Севастополя. Приняв на борт в Новороссийске 26 тонн боеприпасов, 4 тонны продовольствия и 27 тонн бензина, вечером 29 июня направилась в осажденную крепость. Доставить груз не удалось. Вражеская блокада оказалась достаточно плотной. Утром 1 июля лодка предприняла еще одну попытку подойти к берегу. Безрезультатно. Тем временем наступил кризис обороны города. Вечером 3 июля команда «Щ-213», выбросив груз в море, направилась в Батуми. К концу сентября, пройдя текущий ремонт и докование, подводная лодка вступила в строй.

Последний выход

На свое последнее задание патрулировать район Портицкого гирла – «Щ-213» вышла в ночь на 28 сентября 1942 года. По плану вечером 14 октября она должна была выйти на связь и доложить о возвращении, но этого не сделала. Причины гибели «Щ-213» неизвестны до сих пор, корпус подводной лодки на дне не найден. Среди возможных версий гибели субмарины можно назвать подрыв на мине одного из румынских минных заграждений, либо атаку сил противолодочной обороны противника. Известно, например, что 14 октября сигнальщики германского большого охотника «Uj-116» («Ксантен») в 5,5 мили восточнее Портицкого рейда обнаружили торпедный след. Торпеда прошла в 10 метрах за кормой корабля, а он, в свою очередь, сбросил 49 глубинных бомб, после чего наблюдал признаки, свидетельствующие о гибели субмарины.

Была ли это «Щ-213»? Так или иначе 43 члена экипажа не вернулись домой. В их числе был и наш земляк А.Г. Родимцев.

Сергей БЫСТРОВ

(Использованы публикации Михаила Кожемякина «Трагедия у устья Босфора 24.02.1942, или Была ли роковая ошибка «Щ-213»?)

P.S. Подводная лодка, обнаруженная румынскими и голландскими дайверами на дне Чёрного моря, – советская субмарина Щ-213, потопленная во время Второй мировой войны 68 лет назад,” – утверждают специалисты. Субмарина была найдена 2 года назад на 30-метровой глубине в 10 километрах от румынского порта Констанца. Лишь месяц назад удалось определить её принадлежность. Дайверы поставили в известность Министерство иностранных дел Румынии и российское посольство в Бухаресте, однако ответа пока не получили, сообщает Euronews. (Источник: divemir.com (http://divemir.com/2010/09/shch-213/) статья от 14 сентября 2010)  

Hosted by uCoz